Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
ВторичнаяГород

Пять лет реновации: что будет с программой дальше?

Юлия Судакова21 июня 2022 13 684
2022-06-21T16:11:50.524827+00:00
Пять лет реновации: что будет с программой дальше?
Представьте 13 стадионов «Лужники» — именно такую площадь заняли бы строящиеся сейчас «квадраты» по программе реновации в Москве. Программа, подобная московской, постепенно распространяется на другие регионы, растет количество судебных разбирательств, а планы остаются незыблемыми: несмотря на кризис, переселение из пятиэтажек продолжается.

В июне 2017 года закончилось всеобщее голосование москвичей — собственников квартир в домах, подходящих под снос по программе реновации. То есть в июне 2022-го программа отмечает свое пятилетие. Циан.Журнал выяснил, с какими результатами она подошла к первой значимой дате.

От Москвы до самых до окраин

Важный виток в развитии программы — ее своеобразное масштабирование на всю страну: да, это не реновация в ее столичном виде, зато «москвичка» дала толчок для изменений в строительном законодательстве остальных регионов.

В конце 2020 года президент Владимир Путин подписал закон о комплексном развитии территорий (КРТ). Позже эту программу и станут называть всероссийской реновацией, хотя Владимир Ресин, который возглавляет экспертный совет комитета по строительству и ЖКХ, еще в 2020 году просил не путать программу КРТ с реновацией жилого фонда.

Принцип программы отчасти схож с московскими правилами. Так, в первую очередь закон о КРТ предполагает комплексное развитие территорий (например, заводов и промзон, на месте которых предполагается строительство не только жилья, но и новых производственных и/или офисных помещений и объектов инфраструктуры). 

Проще говоря, был заброшенный завод — стал многофункциональный комплекс с жильем, поликлиникой, офисами и магазинами. Кстати, программа КРТ действует и в Москве.

Во всероссийской программе реновации предусмотрен и снос ветхого и аварийного жилья — именно в этой части программы КРТ есть сходства с московским прообразом: чтобы дом был в внесен в списки под переселение, необходимо получить согласие собственников. Если две трети подпишутся за переезд, дом будет снесен.

Как всегда в задумке и по документам все выглядит немного проще, чем в реальности. Так, при попытке реализовать программу власти Петербурга столкнулись с отсутствием стартовых пятен под застройку, меняющимся законодательством и синдромом «последнего жителя». Подробно об этом в интервью Циан.Журналу рассказал Максим Зорин, директор по продажам и продвижению «СПб Реновация» (Группа «Самолет»).

Сложности есть и в других городах. Например, жители дома № 28 на улице Шефской в Екатеринбурге отказываются участвовать в программе. Там основные проблемы связаны с районом переселения: гарантий, что новостройка будет находиться в том же месте, нет, а по мнению потенциальных переселенцев, переезд в другой район им не нужен.

Краткое содержание предыдущих серий

Программа реновации запущена мэрией Москвы для обновления жилого фонда в 2017 году. Жители пятиэтажек большинством голосов решали, хотят ли они переселиться из своего дома в новостройку или нет. 

Циан.Журнал многократно писал и об этих голосованиях, и о процессе переселения, и о ценообразовании на реновационные новостройки, и о многом другом:

почему квартиры из программы реновации стоят так дорого;

— о нарушении прав переселенцев: раз, два, три, четыре;

— о качестве строительства: раз, два, три;

об упрощенной процедуре голосования, ударившей по правам жителей;

о результатах программы за первые три года;

промежуточные итоги реновации (2021-й);

— о том, как даже сторонники программы ищут справедливости в суде.

Московскую пятилетку — за пять лет

На сегодняшний день столичная реновация остается одной из самых крупных программ переселения. Сейчас в ней задействованы 543 стартовые площадки. Напомним, в общей сложности по реновации должны переехать около 1 млн москвичей.

По данным столичного стройкомплекса на конец мая, за пять лет действия программы организовано переселение 83 тыс. жителей пятиэтажек, причем 55,3 тыс. из них уже завершили переезд. Об этом заявил заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

В общей сложности для переселенцев подготовлено 189 новых домов (это 2,5 млн кв. м). Сейчас строится 167 домов (это 2,8 млн кв. м) и еще проектируется 221 дом общей площадью 4,2 млн кв. м. Просто цифры — это скучно, поэтому приведем более яркие параллели.

Строящиеся сегодня 2,8 млн кв. м — это почти 13 стадионов «Лужники» (если точнее, то 12,6), площадь каждого из которых составляет 221 тыс. кв. м.

В 2022 году планируется ввести в эксплуатацию 1,2 млн кв. м — ровно столько же занимает Бородинское поле, на котором произошло всем известное сражение.

167 домов, которые сейчас возводятся по программе реновации, — почти столько же, сколько стоит вдоль проспекта Мира, начиная от Садового кольца до Ярославского шоссе (последний дом числится по проспекту Мира под номером 202, но не будем забывать, что в начале проспекта дома в основном малоэтажные, а по реновации строятся гораздо более высокие и вместительные здания).

— В общей сложности организовано переселение 83 тыс. человек — таково население Ейска в Краснодарском крае, причем 55,3 тыс. уже переехали (столько же живет в городе Искитиме Новосибирской области — кстати, оттуда родом бессменный барабанщик группы «Мумий Тролль» Олег Пунгин).

— Наиболее активным по части переселения является Западный административный округ Москвы: там уже переехали 8,8 тыс. человек из 81 дома. На втором месте — Северный административный округ (уже переехали 8 тыс. жителей 47 пятиэтажек). На третьем — Восточный административный округ (7,5 тыс. переселенцев из 73 домов).

В этой приятной для глаз статистике есть и ложка дегтя: в начале 2021 года выяснилось, что каждый десятый переселенец вынужден отстаивать свои права в суде. «Обычно при переселении какого-то дома по реновации из хрущевки большинство людей переезжает, но какая-то часть — процентов 10 — продолжают рядиться, судиться», — отмечал столичный градоначальник Сергей Собянин в интервью телеканалу «Россия 1».

Кстати о судах

Адвокат Станислав Станкевич, эксперт по вопросам реновации, специалист по защите прав собственников и основатель телеграм-канала «Реновация. Темные стороны», поделился с Циан.Журналом своими наблюдениями за ходом программы. 

В первую очередь мы поинтересовались, как идут дела у программы и куда пропали все недовольные: ведь негативных новостей стало гораздо меньше.

Пятилетие реновации застало «именинницу» в странном состоянии, считает эксперт. «Любое неприятие москвичами высотности или плотности застройки заканчивается скверно. Будь то выход на митинг в собственном дворе или на пикет — результат один: пожалуйте в отделение полиции. Да и коронавирус добавил новых правил — больше двух не собирайся, даже на встречу с депутатом. Потому со стороны кажется, что все возмущения стихли, никакого недовольства программой нет», — комментирует Станислав Станкевич.

К пятой годовщине реновации усиленно продвигается одно важное законодательное изменение, рассказывает собеседник Циан.Журнала. Речь идет о поправке, по которой сокращаются сроки подачи исков для выселения строптивых переселенцев — с 90 до 30 дней (с момента получения проекта договора).

«Всё больше москвичей не желают добровольно соглашаться на предоставляемые им квартиры — вот власти и ускоряют конвейер судебно-принудительных “улучшений жилищных условий”», — объясняет адвокат.

По его словам, обещания и гарантии нередко нарушаются: тут и невысокое качество строительства, и возведение новостроек в промзонах на месте небезопасных производств, и отказ исключать дома из реновации, хотя передумавшие собственники принимают такое решение на общем собрании, и переселение людей, живущих рядом с метро, в удаленные районы. И этот перечень можно продолжать, отмечает эксперт.

Всё идет по плану — даже в кризис

Весной 2022 года, когда экономику накрыл очередной кризис, Москву облетел слух, что программа стала слишком дорогой и нерентабельной, поэтому она может завершиться досрочно. Циан.Журнал обратился за ответами на этот и другие каверзные вопросы в Фонд реновации и Департамент городского имущества.

1. Как изменились (если изменились) темпы реализации программы?

«Оснований для того, чтобы “сдвинуть вправо” планы по строительству и по переселению, нет. Программа реновации предусматривает этапность реализации и три волны переселения. Всё идет по строгому плану. Активно идет подбор стартовых площадок, чтобы ускорить реализацию программы».

2. Отслеживают ли власти настроения москвичей? Если раньше было много протестов, то сейчас о них почти не слышно. Почему?

«Безусловно, мы всегда прислушиваемся к мнению москвичей. Начиная с голосования по каждому из домов, заканчивая текущими соцопросами — обратная связь есть. В самом начале, возможно, было какое-то недоверие. Но когда мы начали переселять жителей и построили первые 2 млн кв. м — всё пошло быстрее. По нашей статистике, в некоторые дома практически 100%-ное согласие на переселение достигается за 20–30 дней, а ведь человек должен посмотреть новую квартиру и подписать акт приемки. С каждым новым домом это происходит все быстрее и быстрее».

3. На фоне кризиса возникают проблемы в строительной отрасли, особенно для квартир с отделкой. В этом смысле реновация действительно рискует. Одно время ходили слухи, что мэрия программу свернет: она станет убыточной из-за роста цен на стройматериалы и снижения цен на землю под пятиэтажками. Какие проблемы у программы сегодня?

«Программа реновации обеспечена финансированием в полном объеме. В части строительных и отделочных материалов в реновации на 95% мы от импорта не зависим, используем материалы отечественные».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#вторичка#город#реновация#строительство#Россия#кризис#новостройка
вторичкагородреновациястроительствоРоссиякризисновостройка
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru